Фактором, детерминирующим и концептуальную, и идеологическую модели в античности, была мифология - мощная, сложная, логически внутренне безупречная, поэтически совершенная. В ее рамках строилась модель мира, описывалась его история, будущее, смысл и направление деятельности.
Важно объяснить ту специфику античного мышления, особенно на ранних этапах его развития, которую А.Ф. Лосев назвал соматизм.
Обычное для философии разделение идеи и материи (идеального и материального) не существовало для античной мифологии. (Греческая "идея" того же корня, что и русское "видеть".) Не удивительно поэтому, что физический космос ("порядок") назывался Богом, причем абсолютным. Отдельные же боги - суть принципы отдельных сторон чувственно-материальной и единственно возможной действительности Космоса.
Становятся понятными особенности новой ("научной") культуры мышления, которая в античности возникала и развивалась внутри мифологической. Само понятие "природа" (греческое "фюсис", откуда потом появились физика и физиология) - довольно многозначное у различных авторов и воспринималось оно как нечто изначально причинное. В этом смысле природа была природой чего-то: вещей, явлений, Космоса, человека. Две основные "научные программы" античности строились на осознании структуры и природы "видимого" Космоса и структуры и природы "невидимого", но также реального и органичного того же Космоса (того, что получило название атомистика).