Философия Древнего Китая

"Мифы народов мира", т.1, М., 1980
Основатель даосизма Лао-Цзы верхом на буйволе покидает пределы Китая (старинная китайская книжная гравюра)

        Китайская философия начинается с мантической "Книги Перемен" ("Ицзин"), в которой изложены основополагающие понятия древнейшего миросозерцания - Инь и Ян.
Мужское начало Ян - позитивное, светлое и небесное; женское начало Инь - негативное, темное и земное. Оба начала стремятся к взаиморавновесию. Вся сущность природы и человеческой истории исчерпывается изменениями 64 их возможных шестеричных сочетаний.

        О жизни Лао-цзы, древнего мудреца VI в. до н.э. (по другим источникам - IV-III вв. до н.э.), известно очень мало. Историк Сыма Цянь писал, что Лао-цзы оставил должность архивариуса и покинул Чжоуский двор. По просьбе одного чиновника мудрец написал книгу "Дао дэ цзин" ("Книга о пути и благодати").

        Дао - это путь природы и, одновременно, путь к мудрой жизни. Человек - часть природы, но он отдалился от нее. Поэтому идеальный человек должен уйти из общества, чтобы в молчании и простой жизни вновь обрести гармонию покоя.

        Еще один древнекитайский философ, Конфуций (551-479 гг. до н.э.), жил в царстве Лу. Свое учение он излагал не в формально-логической последовательности, а в виде диалогов с учениками. Его высказывания, отличающиеся прагматизмом и социальным чутьем, сосредоточены на проблемах морали и этики. Он учил, что повседневная жизнь человека, особенно правителя, должна основываться на правде и справедливости. Политический хаос он расценивал как следствие морального кризиса, который можно преодолеть, следуя строгим правилам поведения.

N позиций Психические уровни Социальная иерархия "3 сокровища"
VI

V

IV

III

II

I

Тай цзи

дух-шэнь

желания-чжи

ум-и

душа-хунь

душа-по

совершенномудрый (шэн жэнь) Небо (инь - ян)
царь (ван)

придворный (чжу хоу)

вельможа (да фу)

служилый (ши)

благородный

человек

(цзюнь цзы)

Человек (милосердие,
справедливость)
простолюдин (сяо жэнь) Земля (мягкое -
твердое)

        Основой общества, по Конфуцию, должен быть дисциплинированный человек в иерархически упорядоченной семье, для которого характерны сыновняя почтительность и уважение к старшим вообще. Философ требовал от властей, чтобы они контролировали честность людей, их послушание и добронравие. Идеи Конфуция сыграли огромную роль в последующей истории Китая и наложили неизгладимый отпечаток на все стороны жизни страны.