Особенности индийского градостроительства

        В I тыс. до н. э. получила распространение древнейшая религиозная система Индии - ведизм, которая вследствие развития классовых отношений (особенно рабства) оформилась в брахманизм, утверждавший подразделение населения на варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры) и, для двух последних, кастовую (джати) систему.
      Сословное и имущественное расслоение населения обусловило объединение отдельных профессиональных групп в своеобразные замкнутые корпорации, где ремесло стало наследственным занятием. Поэтому в многовековом существовании закрепленных кастовой системой цеховых строительных организаций - "шрени" - и единой системы канонов и правил для строительства и заключалась одна из наиболее существенных причин длительного сохранения в Индии художественных традиций. Что касается индийского градостроительства, то устойчивость традиции особенно сказалась в четырехчастной планировочной структуре города в соответствии с сословно-кастовым делением населения.

      Сложение обширной империи Маурьев и усиление внешнего и внутреннего торгового обмена дали толчок росту городских центров Индии, обладавших традиционной четырехчастной планировочной структурой, отражавшей сословное распределение. Вместе с тем возникшее к этому времени городское самоуправление было резко ограничено. Города в качестве политических и административных центров империи оказались поставленными под жесткий контроль центральной власти, которая ввела единую систему государственного управления в масштабах целой страны.

     Появилась иерархическая структура городов, начало которой положил основатель династии Чандрагупта, превратив крепость Паталипутру в столицу империи. Крепость Паталипутра (Патала), основанная в V в. до н.э. в районе  р. Сон, была обнесена мощными оборонительными стенами и рвами и имела прямоугольную планировку. Паталипутра была не только столицей империи Маурьев, но и позднее, в IV-V вв. н. э., стала   главным городом государства Гуптов. В эдиктах Ашоки, третьего правителя династии Маурьев, можно найти упоминание о "внутренних" (столицах) и "внешних" (центрах провинций) городах. В отличие от находившихся в ведении аппарата центральной власти столиц, например, Паталипутры, о которой сохранились высказывания селевкидского посла Мегасфена, главными городами провинций управляли местные власти. Эти центры наместничества появились вследствие разделения территории страны на провинции, которые включали округа, объединявшие группы деревень ("грамы").   

Древняя Индия. Страна чудес. М., 1997. С. 84

Ступа в Санчи

К категории основных относились провинции с главными центрами в восточной части Индии - Тосали, в западной - Уджаяни, в южной - Су-вариагири и в северо-западной Индии - Таксилой.

    От многочисленных городов и большей части деревянных построек эпохи Маурийской империи и последовавшего за ней более продолжительного периода остались лишь развалины Таксилы, Паталипутры, Гиривриджи и ряда других поселений, а также уцелевшие в небольшом количестве буддийские культовые сооружения-ступы в Санчи, Чакпате, Бодх-Гае и высеченные в скалах пещерные храмы.