|
|
|
|
||||||||
![]() |
Символы богов: 1-й ряд: полумесяц — Син, звезда — Иштар, солнечный диск — Шамаш, ниже — рогатая тиара на алтаре — Ан, вторая рогатая тиара — Энлиль, баран и рыбо-козёл — Энки (Эйя), пуповина (?) и нож на алтаре — богиня-мать (Нинхурсаг?). 2-й ряд: символы божеств войны и подземного мира: крылатый лев и дубинка с двумя пантерами — Нергал, коршун и кривой нож (?) — Забаба, грифон и кривой нож (?) — Нинурта. 3-й ряд: копье на драконе — Мардук, доска с грифелем на алтаре — Набу, собака — Гула. 4-й ряд: бык и молния на алтаре — Адад, ножницы (?) и баран — не расшифровано, светильник — Нуску, плуг — Нингирсу, птицы — возможно, касситское божество Шукамуна и его супруга Шамалия (?). 5-й ряд: сноп (?), возможно, символ Нисабы, рогатый змей — Нингишзида, скорпион — возможно, Ишхара. |
||||||||||
Кудурру (межевой камень) Мелишипака (XII в. до н. э.) из Суз, на котором наиболее полно представлены символы богов шумеро-аккадского пантеона |
Магия и гадания в Древнем Междуречье имели широкое хождение. Это также была определенная систематизация знаний с установлением квазипричинно-следственных связей по принципу "после этого, значит поэтому". Набор же статистических (реальных или мнимых) данных для той формы мифологического мышления превращал магический ритуал в абсолютную истину. Гадали по внутренностям жертвенных животных (гаруспиция, или эктиспиция), маслу, накапанному в воду (леканомантия), дыму благовоний (либаномантия), рождению уродов (тератология), полету птиц (авгурация), снам, поведению людей и животных и, наконец, по небесным явлениям, включая также и метеорологические (астрология, но в ином, по сравнению со средневековьем понимании). Вся информация систематизировалась в табличной форме и содержала подчас достоверный эмпирический материал.