Боги и герои Месопотамии

Лондон, Британский музей

Борьба крылатого гения с крылатыми быками

Э. Кленгель-Брандт "Путешествие в древний Вавилон", М., 1979, стр. 157

Аккадские боги Энки, Уту (Шамаш), Инанна (Иштар)

Лондон, Британский музей

Оттиск цилиндрической печати с изображением героя

Лондон, Британский музей

Ассирия. I половина I тыс.  до н. э.

Лондон, Британский музей Символы богов:

1-й ряд: полумесяц — Син, звезда — Иштар, солнечный диск — Шамаш, ниже — рогатая тиара на алтаре — Ан, вторая рогатая тиара — Энлиль, баран и рыбо-козёл — Энки (Эйя), пуповина (?) и нож на алтаре — богиня-мать (Нинхурсаг?).

2-й ряд: символы божеств войны и подземного мира: крылатый лев и дубинка с двумя пантерами — Нергал, коршун и кривой нож (?) — Забаба, грифон   и кривой нож (?) — Нинурта.

3-й ряд: копье на драконе — Мардук, доска с грифелем на алтаре — Набу, собака — Гула.

4-й ряд: бык и молния на алтаре — Адад, ножницы (?) и баран — не расшифровано, светильник — Нуску, плуг — Нингирсу, птицы — возможно, касситское божество Шукамуна и его супруга Шамалия (?).

5-й ряд: сноп (?), возможно, символ Нисабы, рогатый змей — Нингишзида, скорпион — возможно, Ишхара.

Кудурру (межевой камень) Мелишипака (XII в. до н. э.) из Суз, на котором наиболее полно представлены символы богов шумеро-аккадского пантеона

      Магия и гадания в  Древнем Междуречье  имели   широкое хождение. Это также была определенная систематизация знаний с установлением квазипричинно-следственных связей по принципу "после этого, значит поэтому". Набор же статистических (реальных или мнимых) данных для той формы мифологического мышления превращал магический ритуал в абсолютную истину. Гадали по внутренностям жертвенных животных (гаруспиция, или эктиспиция), маслу, накапанному в воду (леканомантия), дыму благовоний (либаномантия), рождению уродов (тератология), полету птиц (авгурация), снам, поведению людей и животных и, наконец, по небесным явлениям, включая также и метеорологические (астрология, но в ином, по сравнению со средневековьем понимании). Вся информация систематизировалась в табличной форме и содержала подчас достоверный эмпирический материал.