Большую роль в Египте играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Её необходимыми условиями были: сохранение тела умершего (отсюда - мумифицирование трупов), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (их ба - душа) днём выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово “душа” не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени.
Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно было при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально была посвящена 125 глава “Книги мёртвых”). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символом). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару - которые являлись раем в их представлении.
Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т. н. “Отрицательной исповеди”, содержащейся в 125-и главе “Книги мёртвых” (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя, а также “чистый сердцем” (“я чист, чист, чист”, - утверждал умерший на суде).