В
мысленном эксперименте Шредингера кошка
сидит на бомбе, взрывное устройство которой
запускается радиоактивным атомом и счетчиком Гейгера. Описывая с помощью
волновых функций не только радиоактивный атом,
запускающий "адскую машину", но и всю
систему, включая кошку, Шредингер
приходит к парадоксу (подробно анализируемому в
работе ). Парадокс состоит в том, что, при
применении к кошке квантовомеханического
описания, наряду с предполагаемыми
"чистыми" состояниями, отвечающими живой
или мертвой кошке, согласно принципу
суперпозиции, что-то должно отвечать и
суперпозиции волновых функций этих чистых
состояний - состоянию, когда кошка "ни жива, ни
мертва", что явно противоречит здравому
смыслу.
![]() |
Мысленный эксперимент Шредингера |
Суть парадокса состоит в том, что здесь внутрь
физической системы поместили весь измерительный
прибор, состоящий из счетчика Гейгера,
взрывателя, динамита и кошки. Для Шредингера такая
постановка задачи вытекает из убеждения, что
"наблюдение - такой же естественный процесс,
как и всякий другой, и сам по себе не может
вызывать нарушения закономерного течения
естественных процессов".
Для нас - причина парадокса в некорректности
постановки задачи. Измерение (так же как и
приготовление исходного состояния) не является
подлежащим теоретическому описанию
"эмпирическим явлением" (процессом,
взаимодействием). Поэтому, если счетчик Гейгера (тем более кошка,
играющая роль стрелки прибора) - измерительный
прибор, то его нельзя помещать внутрь физической
системы. Наш ответ состоит в том, что в мысленном
эксперименте Шредингера в
теоретическую часть входит только радиоактивный
атом, а измерительный прибор начинается со
счетчика Гейгера.
Взрывное устройство и кошка играют роль стрелки прибора. Поэтому ни волновые функции, ни принцип суперпозиции отношения к кошке не имеют, даже в случае, если расширить систему и включить в нее счетчик Гейгера. Что же касается самой кошки, то физикалистская экстраполяция, утверждающая, что химические, биологические и психологические процессы должны сводиться к квантовомеханическим, является слишком смелой гипотезой.
Источник этих парадоксов - физикализм
(аналогичный лапласовскому). Основой этих
парадоксов является недостаточно обоснованное
утверждение фон Неймана, Д.Бома
и других, что "если квантовая теория
способна дать полное описание всего, что может
произойти во Вселенной, то она должна иметь
возможность описать также сам процесс
наблюдения через волновые функции измерительной
аппаратуры и исследуемой системы. Кроме того, в
принципе, квантовая теория должна описать и
самого исследователя, наблюдающего явления при
помощи соответствующей аппаратуры и изучающего
результаты эксперимента ... через волновые
функции различных атомов, составляющих этого
исследователя". Отсюда
возникают, с нашей точки зрения, мифические
проблемы "проведения точной границы между
объективным и субъективным" в квантовой
механике.