Маха, как и всех позитивистов, не удовлетворяло кантовское решение поставленных Юмом гносеологических проблем через "чудовищную непознаваемую вещь в себе" и он пытался решить их средствами современной ему психологической науки, во многом продолжая эволюционистскую линию Спенсера.
"Естествоиспытатель,- говорил Мах,- может быть уже доволен, когда ему удается в сознательной психической деятельности научного исследователя разглядеть один из видов инстинктивной деятельности животных и людей, ежедневно проявляющейся в жизни природной и культурной, но вид, методически разработанный, углубленный и улучшенный". И далее Мах утверждал: "Наука возникла сначала из биологического и культурного развития, как, по-видимому, некоторая излишняя и побочная его ветвь. Но в настоящее время... она развилась в фактор, в биологическом и культурном отношении самый полезный. Она поставила себе задачей заменить бессознательное приспособление, приспособление ощупью, более быстрым, ясно сознающим методическим приспособлением". Мах писал о том, что опыт развивается через идущее вперед приспособление наших мыслей к фактам действительности и идеал науки (теории) в виде "упорядоченной, упрощенной и свободной от противоречий системы идей" требует, кроме того, "приспособления наших мыслей друг к другу". И развитие науки имеет целью приспособить теорию к действительности. "Согласно нашему пониманию, законы природы порождаются нашей психологической потребностью найтись среди явлений природы". По Маху, научное мышление развивается из обыденного, являясь последним звеном в непрерывной цепи биологического развития, начавшегося с первых элементарных проявлений жизни. Соответственно критерий истинности заменяется критерием успешности.
Вслед за Беркли, Мах в качестве "первой реальности" выбирает ощущения, а не внешние тела. "Тела,- писал Э.Мах,- суть не что иное, как пучки закономерно связанных реакций. То же самое можно сказать и о процессах всякого рода... во всех случаях постоянным является закономерная связь реакций, и только она одна. Таково очищенное критикой понятие субстанции". "Вещи (тела) суть для нас сравнительно устойчивые комплексы связанных друг с другом, зависящих друг от друга чувственных ощущений".
Естественно, перед Махом встает старая психофизическая проблема о связи "психики" и "физики", для решения которой Кант вводил априорные формы чувственности и мышления, а Лейбниц - принцип предустановленной гармонии. Мах отметает все эти философские подходы. Он говорил: "Я вовсе не философ, а только естествоиспытатель", разрабатывающий "естественно-научную методологию и психологию познания... работая более 40 лет в лаборатории и на кафедре как наивный наблюдатель, не увлеченный и не ослепленный никакой определенной философской системой, я имел возможность разглядеть пути, по которым развивается наше познание". Эти пути он видел в разрабатываемой им "психологии без души", без признания позади переживаний и действий наблюдающего и действующего субъекта. В этой "телесной" психологии место субъекта (Я) занимало "наше тело".
Собственно же психофизическая проблема решается Махом с помощью его учения об "элементах", суть которого он формулирует так: "Все физическое, находимое мною, я могу разложить на элементы, в настоящее время дальнейшим образом не разложимые: цвета, тоны, давления, теплоту, запахи, пространства, времена и т.д. Эти элементы оказываются в зависимости от условий, лежащих вне и внутри U ("пространственной ограниченности нашего тела"). Постольку, и только постольку, поскольку эти элементы зависят от условий, лежащих внутри U, мы называем их также ощущениями... Таким образом, физическое и психическое содержат общие элементы и, следовательно, между ними вовсе нет той резкой противоположности, которую обыкновенно принимают. Это становится еще яснее, когда оказывается, что воспоминания, представления, чувствования, воля, понятия создаются из оставшихся следов ощущений. Физические и психологические теории равно берут свое начало в инстинктивных познаниях. Распространение анализа наших переживаний вплоть до "элементов"... представляет для нас главным образом ту выгодную сторону, что обе проблемы - проблема "непознаваемой" вещи и проблема в такой же мере "не поддающегося исследованию" Я... могут быть легко распознаны как проблемы мнимые".
Так думает естествоиспытатель Мах в рамках своей "домашней философии", которая рассчитана в первую очередь на естествоиспытателей, на полемику с механицистами . Эту направленность подтверждает и приводимая им аргументация: "Нет ничего трудного ... физическое переживание построить из ощущений, т.е. из элементов психических. Но совершенно невозможно понять, как из элементов, которыми оперирует современная физика, т.е. из масс и движений (в их определенности, пригодной только для одной только этой специальной науки) построить какое-либо психическое переживание".
Согласно Маху, цель науки не истина (в силу ограниченности ее средств для отражения "богатой жизни вселенной" ), а экономия мышления - своеобразная форма эффективности. В лекции "Экономическая природа физического исследования" от 25 мая 1882 г. Мах утверждает, что "физика представляет собой экономически упорядоченный опыт... основные принципы, установленные превосходным экономистом Германом для экономии техники, находят полное применение и в области обыденных и научных понятий... самое экономное и простое выражение фактов через понятия, вот в чем оно (естествознание) признает свою цель".