Техника и технологии XIX века

      Развитие техники и технологии в этот период носило "взрывной характер", как по поражающим воображение масштабам и скорости распространения, так  и по количеству и радикальности изобретений и нововведений. В первом приближении условная систематизация необъятного фактического материала может быть построена по следующим признакам (на основе которых впоследствии возможно создание "технофилогенетического дерева").

Производственная (промышленная) техника
Добыча и обогащение сырья Переработка сырья Обработка материалов Отдельные   отрасли
Горная Металлургия Механическая Химическая Машино-
строение
Связь

Органический синтез

Электро-
техника
 
"Хроника человечества", М., 1996, С. 691 "Хроника человечества", М., 1996, С. 691 "Хроника человечества", М., 1996, С. 691
Завод Круппа в Эссене (фотография, 1864 г.) Инструменты литейного цеха Металлургический завод Лаура в Верхней Силезии, 1840 г.
Энергетическая техника

Теплоэнергетика

Электроэнергетика

Тепловые станции Передача    энергии Производство энергии
Транспорт
Воздушный Водный и подводный Наземный и подземный
Аэростатический Аэродинамический Железно-
дорожный
Авто-
мобильный
Самолеты Вертолеты
"Хроника человечества", М., 1996, С. 681 "Хроника человечества", М., 1996, С. 698 "Хроника человечества", М., 1996, С. 698

Первый океанский пароход - американское судно "Саванна"

Поезда, курсирующие по железной дороге Ливерпуль- Манчестер

Первая железнодорожная станция в Ливерпуле

Техника связи и коммуникации Военная техника Строительная и дорожная техника Техника научного приборостроения
 
"Хроника человечества", М., 1996, С. 711 "Хроника человечества", М., 1996, С. 672 "Хроника человечества", М., 1996, С. 711
Камера Л.Ж. Дагера. 1839 г. Паровое судно "Клермонт" английского изобретателя  Фултона. 1807 г. Одна из первых дагеротипий с видом бульвара дю Тампль, Париж. 1839 г.

     Весьма сложной задачей является связный научный обзор технологической картины XIX в. Проблема создания аналитической истории техники (техносферы)   должна стать отдельной научно-педагогической темой.