Образование   

М.В. Ломоносов. Фотоальбом. М., 1986. С. 15.

Лекция в немецком университете
(Акварель, XVIII в.)

    Роль образования в период становления и развития классической науки особенно велика. Во-первых, это была принципиально новая и социальная, и содержательная система, а, во-вторых, в своей основе она сохраняется и сегодня. Образование радикально влияло на содержательную структуру науки. В это время (XIX в.) впервые вводится дисциплинарная систематизация  (дисциплинарность) знания - прежде всего, дидактические требования. Для самой науки более присуща систематизация по проблемам. Дисциплина же проявляется тогда, когда выходят в свет  учебники (самое "достоверное" знание!) и образовываются соответствующие университетские кафедры. Так, например, профессия физика-теоретика появляется в конце XIX в.а первые кафедры в Германии в то время возглавляли Г. Гельмгольц, Г. Кирхгоф, Р.Клаузиус, Л. Больцман, Г.Герц, М. Планк.       

Слушатели Политехнической
школы (1-я половина XIX в.)

Началом   "нового образования" было создание инженерных школ (например, Школа мостов и дорог и Школа военных инженеров в Мезьере, где с 1768 по 1784 г. преподавал выдающийся математик и организатор науки в революционной Франции Гаспар Монж (1746-1818). В системе новых центров научно-технического образования выдающееся место заняла Парижская политехническая школа (1794-1795), в которой демократические принципы образования соединялись с установкой на эффективные технические и военные приложения с привлечением в качестве преподавателей самых крупных ученых в области математики и точного естествознания. Первыми преподавателями этой школы были: Ж. Лагранж (1736-1813), Г.Монж, К. Бертолле (1748-1822), несколько позже - А.Ампер, Ж.Фурье, П.Лаплас. Среди выпускников школы были: Ж.Био (1774-1862), Ж. Гей-Люссак (1778-1850), С.Пуассон, О.Френель, О. Коши (1789-1857), А. Навье (1785-1836), Л.Пуансо (1777-1859), Г. Кориолис (1792-1843), С. Карно. Профессия преподавателя была настолько престижной, что ведущие ученые возглавляли не только научные и учебные, но и государственные учреждения, даже министерства.В Политехнической школе была впервые разработана лекционно-учебная литература по математике, механике и математической физике.

        В Германии подобные центры были в Кенигсберге и Геттингене. Центр в Геттингене сначала возглавил  К.Ф. Гаусс (1777-1855), а затем - Б.Риман (1826-1866).

       В 40-50-х годах в Британии, в Кембридже,  начал формироваться аналогичный центр. Он был связан с именами Дж.Стокса (1891-1903), В. Томсона, У.Ранкина (1820-1872) и, наконец, с   Дж. Максвеллом.