Угольные шахты с устройствами на паровой тяге. Англия, 1790 г. |
Историческая схема создания парового двигателя - этой "философской" машины XVIII в. выглядит следующим образом: от пароатмосферных устройств без движущихся частей Де-Ко (1576-1626) и Т.Сэвери (1650-1715), через нереализованную конструкцию Д.Папена (1647-1712/14) к первой практической доходной машине Т.Ньюкомена (1663-1729) (последняя из машин Ньюкомена была демонтирована в 1934 г.), а от нее - к универсальной паровой машине двойного действия Джеймса Уатта (1736-1819).
Создание паровой машины Уатта ознаменовало радикальный
Пароатмосферная машина Т.Ньюкомена, 1705г. |
Чертеж одной из машин Уатта, 1782 г. |
переворот в технологиях XVIII-XIX вв.:
Примечательно, что Уатт был членом "Лунного общества", собиравшегося в полнолуние близ г.Бирмингема.
Кроме него в обществе состояли Метью Болтон (1728-1809) - производитель паровых машин в Сохо, Эразм Дарвин (1731-1802) - дедушка Ч.Дарвина - поэт и биолог-эволюционист; Дэвид Юм (1711-1776) - философ, историк и экономист; Джозеф Пристли (1733-1804) - химик, открывший кислород, и Адам Смит (1723-1790) - известнейший автор труда "Богатства народов".