Все входящее в интеллектуальную сферу,
подлежало обоснованию, каждый имел право на
особое мнение, это приводило к осознанию того
факта, что истина является не продуктом
догматической веры, принимаемым в силу
авторитета, а результатом рационального
доказательства, основанного на аргументах и
понимании. Сформировался аппарат логического рационального
обоснования, превратившийся в
универсальный алгоритм производства знания в
целом, в инструмент передачи знания от индивида в
общество - появилась наука как
доказательное знание.
Важным шагом становления науки был отказ от материально-практического отношения к действительности и порождение идеализации. В Греции возникли такие формы познавательной деятельности как: систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем развивалась наука.
Важнейшим результатом
греческой мысли явилось объективное
рассмотрение природы как реальности,
независимой от политических интересов и
моральных норм. Греческую мысль отличали
стремление к точному познанию
действительности, доказательству,
критический дух и смелость выводов. Все это в
значительной степени объясняет независимость
греческой науки и философии от мифологии, из недр
которой они вышли. Шел процесс трансформации
мифологических представлений в
теоретическое мышление.
Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. В ее основе, как и в основе других античных программ, лежит представление о том, что Космос - это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Свое завершение программа получила в философии Платона, который нарисовал картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург.
Второй научной программой античности стал атомизм, основателями которого были Левкипп и Демокрит. Атомизм являлся физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов.
Программа Аристотеля стала,
третьей научной программой античности. Аристотель отказывается
признать существование идей или математических
объектов, существующих независимо от
вещей. В его теории воссоздается мир
как целостное, естественно возникшее
образование, имеющее причины в себе самом.
Это образование предстает перед нами в виде
двойственного мира, имеющего неизменную основу,
но проявляющегося через подвижную эмпирическую
видимость. Заслугой Аристотеля
явилось постановка на прочный фундамент логически
обоснованного мышления с использованием
понятийно-категориального аппарата и систематизация
накопленных знаний.
Все дальнейшее развитие науки было развитием и преобразованием этих научных программ. Античная наука это еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики - это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно - объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.