Эмпирическим направлением, понятным и популярным среди ученых XIX в., наряду с механицизмом Лапласа, стал позитивизм.
Общей чертой позитивизма (как 1-го, так и более поздних) было стремление решить характерные для философской (метафизической) теории познания проблемы, опираясь на естественнонаучный разум, противопоставляемый метафизике и сближаемый с обыденным разумом.
Согласно родоначальнику позитивизма О. Конту, наука представляет собой
систематическое расширение простого здравого
смысла на все действительно доступные умозрения,
"простое методическое продолжение всеобщей
мудрости"![]()
При этом одним из средств исключения метафизических аспектов было утверждение, что цель познания состоит в описании явлений, а не в поиске метафизических сущностей.
Поставленную Юмом проблему Конт обходил, утверждая, что ни
наука, ни философия не могут и не должны ставить
вопрос о причине явлений, а только о том,
"как" они происходят. Наука, по Конту, познает не сущности, а лишь
феномены. "Наш ум отныне отказывается от
абсолютных исследований... - провозглашает Конт, - и сосредоточивает свои усилия
в области действительного наблюдения.... Всякое
предложение, которое недоступно точному
превращению в простое изъяснение частного или
общего факта, не может представлять никакого
реального и понятного смысла...
Основной переворот, характеризующий состояние
возмужалости нашего ума, по существу,
заключается в повсеместной замене недоступного
определения причин... простым исследованием
законов, т.е. постоянных отношений, существующих
между наблюдаемыми явлениями... Мы можем
действительно знать, - говорил Конт,-
только различные взаимные связи... не будучи никогда
в состоянии проникнуть в тайну их образования...
Наши положительные исследования во всех
областях должны по существу ограничиваться
систематической оценкой того, что есть, отказываясь
открывать первопричину и конечное
назначение"![]()
В отличие от механицизма Лапласа,
1-й позитивизм в этом стремлении опирался не
на ньютоновскую механику, а на эволюционизм
(сливавшийся с историзмом), который в конце XVIII - начале XIX в. стал "умонастроением
представителей науки Старого света"
, апофеозом которого явилось
учение Дарвина. При этом
центр интереса представителей 1-го
позитивизма находился не в природе, а в
обществе, но образцом науки были физика и учение Дарвина. Интерес Конта -
глобальная история человеческого общества,
в которой "общественное развитие" отождествлялось
с прогрессом человеческого разума, а история
понималась как закономерно развивающийся
процесс. Цель Конта была в
построении "социальной физики".
"Основной характер позитивной
философии выражается в признании всех
явлений, подчиненных неизменным
естественным законам, открытие и сведение
которых до минимума и составляет цель
всех наших усилий, причем мы считаем, безусловно,
недоступным и бессмысленным искание так
называемых причин как первичных, так и конечных...
Мы ограничиваемся тем, что точно анализируем
условия, в которых явления происходят, и
связываем их друг с другом естественными
отношениями последовательности и подобия"
![]()
Из эволюционизма Конта вытекал линейный
принцип классификации наук, в основу
которого закладывался принцип возрастающей
сложности и убывающей общности, приводивший к
иерархически организованной
последовательности: математика - астрономия
- механика - физика - химия - физиология -
социология
.