"Старый" и "Новый" космос

Д. Лейзер. Создавая картину Вселенной. М., 1988. С. 56.

Система мира по Птолемею

        "Старый космос" - это мир "по Аристотелю и Птолемею": он имеет шаровидную форму, вечен и неподвижен; за его пределами нет ни времени, ни пространства; в центре его - Земля; он дихотомичен: изменяющийся подлунный мир и совершенно неизменный надлунный; пустоты нет: в подлунном мире - 4 элемента (земля, вода, воздух, огонь), в надлунном - эфир; все движения в космосе - круговые, в соответствии с кинематикой Птолемея.

Д. Лейзер. Создавая картину Вселенной. М., 1988. С. 57.

Система мира по Копернику

 

 

"Новый космос" (по Копернику) начинался с простой модели, совпадавшей с моделью Аристарха Самосского: вращение Земли происходило вокруг оси; центральное положение Солнца - внутри планетной системы; Земля - планета, вокруг которой вращается Луна. Именно эта модель, как пифагорейский символ гармоничного мира вдохновляла и самого Коперника, Галилея, и Кеплера, поскольку соответствовала астрономическим наблюдениям лучше, чем геоцентрическая модель Птолемея.

        Однако модель Коперника, когда он попытался ее расширить, оказалась малопригодной для практического применения. К тому же, она сохраняла и весь аппарат птолемеевской модели (круговые орбиты, эпициклы и т.д.). Значительно мощнее оказался удар этой модели по христианскому мировоззрению - недаром Мартин Лютер и Джон Донн в своей сатирической поэме "Святой Игнатий, его тайный совет .."   всячески поносили католического священника Коперника.

  Коперник, "остановив Солнце", лишил Землю сакральности центра мироздания.