Архитектура

   Хальберштадт, епископский собор св.Стефана и св.Сикста, 1230-1491 гг.В очевидной связи с религиозно - концептуальными установками шло в средневековье развитие архитектуры, прежде всего храмовой. Существует   различие стилевых решений в восточной и западной частях христианского мира и в ареале арабо - мусульманской культуры. Общим же для всего средневековья может быть понятие "новый архитектурный стиль" - как совокупность принципиально новых художественных явлений, охватывавших плановую и пространственную композицию здания, разработку и трактовку его фасадов, декор во всех его разновидностях и т.д. Органической частью "нового архитектурного стиля" были новые материалы и технологии строительства.

Одно из ярчайших проявлений средневекового архитектурного стиля - готика, как символ мощного и бескомпромиссного, как стрела, устремленная вверх, к Богу.

Рим, собор св. Петра, заложен в 1506 г. папой Юлием II.В XI - XII вв. готика получает наибольшее распространение. Родиной этого стиля становится Франция, где раньше всего появляются крупные торговые города, располагающие большими материальными средствами, что способствовало развитию архитектуры и строительного дела. Перед строителями возникали совершенно новые задачи по созданию гражданских сооружений типа крытого рынка, биржи, таможни, складов, больниц и т.д. Расширяется и по-новому обстраивается общественными зданиями городская площадь. Среди этих построек главное место принадлежит ратуше или собору. Вормс на Рейне. Имперский собор св. Петра, 1171-1230 гг.Крупнейшим памятником готической архитектуры является собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам де Пари (начало строительства 1163 г., конец - XIV в.). В готической архитектуре была изобретена новая, неизвестная в прошлом конструкция свода, отличающаяся исключительной легкостью, ажурностью и многообразием форм. В конструкцию свода включалась система несущих арочек из особого прочного камня, называемых нервюрами. Готика, особенно французская, отличалась особой внутренней гармоничностью, устремленностью вверх, богатством символической скульптуры, художественной обработкой окон (витражей). Готический храм решительно отходит от крепостного вида, отгораживающего от мира незыблемыми, непроницаемыми стенами. Нерасчлененная масса камня исчезает, гладкая поверхность скрывается под кружевной резьбой. Повсюду, где только возможно, вводится скульптура. Скульптура готических храмов, по существу, повторяет энциклопедические трактаты схоластов. С одной стороны, она следует религиозному замыслу, с другой - несет на себе печать жизни со все возрастающим интересом к реальности. Характерно, что в скульптурные ансамбли  включаются фигуры фантастических чудовищ - химер. Эти чудовища были данью церковникам, которые яростно сопротивлялись возникновению наук в поздний период средневековья (XIII - XIV вв.).

Виченца в Верхней Италии, вилла Ротонда, 1567-1591 гг.Сложность конструкции и ее раздробленность достигли к XV в. в готическом стиле пределов возможного. Облегчить строительство могло только применение новых форм. Примерно к середине XV в. в искусстве и, в первую очередь в архитектуре, начинается эпоха Ренессанса. Восстановление античных традиций в строительстве связано с экономическим подъемом городов северной Италии. К началу XV в. в эпоху раннего Ренессанса ученые и практики строительного дела, возродившие идеи античности, накопили в своих мастерских огромный эмпирический и теоретический опыт. Крупнейшие мастера 20 - 30-х годов XV в., как правило, были людьми практики и не могли словесно выразить и теоретически обобщить то, что они умели делать.

     Наступил момент, когда молодое искусство должно было получить теоретическое "подкрепление", созданное на основе философских обобщений. Именно к этому периоду относится творчество Леон-Баттиста Альберти. Его гениальность сказалась в том, что он учел всю важность ведущей роли науки для практики.

Позднеготический составной столб конца XV в. Ашаффенбург-на-Майне, замок-резиденция Санкт Йоханнесбург 1604-1614 гг. Магденбург, храм св. Маврикия и Екатерины, 1209-1520 гг. Романская колонна, созд. ок. 1200 г.

       Инженеры XV - XVII вв. продолжали, как и в римскую эпоху, назначать размеры элементов сооружений, полагаясь лишь на практический опыт и на интуицию мастера.

       В этот период в строительной технике вместо готической стрельчатой арки, опирающейся на пучки колонн, начинает применяться полуциркульная арка, покоящаяся на классической колонне, обычной для древнеримской архитектуры.

      Начиная со второй половины XVI в., в отделке зданий появляется стремление к скульптурной четкости форм, пластичности и уравновешенности композиции, что свойственно зданиям, построенным в стиле классицизма.