Salutare

Научные знания и технические достижения средневековой Европы и арабо-мусульманского мира

Хроника человечества. М., 1996. С. 142.        Тезис о том, что в основе европейской науки и технологии лежат античные достижения далеко не всегда подтверждается рассмотрением механизмов ассимиляции этих достижений. Кроме того, пресловутый европоцентризм существенно обеднил историческую картину становления системы рационального знания в Азии и Восточной Европе, в связи с чем, рассмотрение путей и специфики освоения античного наследия представляет существенный интерес. Это тем более важно, так как позволяет перейти к оценке развития науки и техники европейского средневековья как исторически и географически связанного явления. Важным аспектом темы является изучение взаимосвязи рационального знания и религиозной веры как в концептуальном, так и в социально-организационном планах. В основном проблематика темы относится (но не совпадает) ко времени средневековья.

     Структура источниковой базы темы аналогична античной. Специфика проявляется, по крайней мере, в двух формах. Во-первых, сегодня есть возможность сопоставить различные "переводы" античных текстов, во-вторых, христианство принадлежит к числу наиболее открытых конфессий, что дает возможность использовать многие теологические тексты для достаточно адекватной реконструкции знания о мире и способах его познания и освоения, характерных для христианского средневековья. В корпус источников для реконструкции рационального знания средневековья и его различия со знанием иррациональным в последнее время включаются алхимические и астрологические трактаты с использованием, естественно, специальных методов интерпретации.

     Средневековье - принятое в истории науки обозначение периода Всемирной истории, следующего за историей Древнего мира и предшествующего Новой истории. Понятие Средние века (лат. -  medium aevum) появилось в XVI - XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.), утвердилось в науке с XVII в. Наука, изучающая историю Средних веков,  называется медиевистика.

     Понятие "средневековье" появилось в применении к культурно-исторической ситуации Западной Европы и имело достаточно четкую оценочную нагруженность (крушение античного мира, провал, разрыв исторического процесса, откуда  и пошло название  "темная ночь средневековья"). В середине XX в. оценки периода столь радикально изменились, что появилось историческое понятие "новое средневековье". В истории науки "открывателем" "нового средневековья" стал французский историк науки П.Дюэм.

Salutare