Экономика Микен

Panyk Istvan, Sellei Sarolta "Kreta, Mukene, Troja", Szabo Miklos, 1980
Гробницы   XVI в. до н.э. (Микены)
Panyk Istvan, Sellei Sarolta "Kreta, Mukene, Troja", Szabo Miklos, 1980

Вход в "Сокровищницу Атрея" (Микены)

  В Микенах  дворцы (также как и на Крите) являлись центрами власти, ремесла и искусства. Первоначально основу микенской экономики составляли зерновое земледелие и животноводство.

Лишь позже главенство приобрела торговля, к 1400 г. до н.э. став основным источником доходов. Микены экспортировали продукцию сельского хозяйства, оружие, посуду, произведения искусства. Расширение торговли способствовало развитию ремесел.

 

Panyk Istvan, Sellei Sarolta "Kreta, Mukene, Troja", Szabo Miklos, 1980
Ложный купол в "Сокровищнице Атрея"
Афины, Нацилнальный археологический музей

Золотая маска Агамемнона

Абсолютный монарх возглавлял микенскую общественную пирамиду. Он же был верховным главнокомандующим, крупнейшим землевладельцем и наиболее влиятельным купцом.

Из представителей аристократии монарх назначал послов, высших чиновников и военачальников. Крупные землевладельцы распоряжались сельскохозяйственными угодьями.

Окрестности Пилоса, например, были поделены на 16 владений.

К низшему слою общества относились рабы и различные категории несвободных граждан. Наиболее широкий слой населения составляли свободные крестьяне, ремесленники и поденщики.

В отличие от критской, микенская архитектура имела подчеркнуто фортификационный характер. Дворцы в Микенах и Тиринфе были защищены мощными крепостными стенами из каменных глыб весом до 12 т.

B. Petracos "National Museum", Athens, 1993, p. 41

Терракотовая голова сфинкса

      Дворцы и дома богатых горожан на Крите и в микенских центрах украшали фресками и произведениями декоративно-прикладного искусства: терракотовыми и каменными статуэтками, керамическими расписными вазами.

     Moнументальная скульптура не получила развития у минойцев, и скульптурные изображения здесь редки. Знаменитые Львиные ворота в Микенах - один из немногих образцов монументальной ахейской пластики (XIV- XIII вв. до н.э.). Стенопись и вазопись Крита и Микен стилистически близки, но отличаются тематикой.   Излюбленные сюжеты мастеров Крита - природные мотивы и культовые сцены. Для микенского искусства более характерны сцены войны и охоты.