За три с половиной тысячелетия в Месопотамии сформировалась своеобразная и относительно единая культура.
Архитектура Месопотамии отличалась монументальными постройками: дворцами, грандиозными храмами, высокими зиккуратами и мощными городскими укреплениями.
Жилые дома были довольно простыми. При строительстве использовали сырцовые кирпичи (обожженный кирпич, выдерживавший воздействие окружающей среды, применяли лишь для украшения построек). Своды служили в качестве каркаса при возведении гробниц и мостов. Колонны встречались редко.
![]() |
Кирпичная кладка |
Схема одного из древнейших сооружений - укрепления берега р. Тигр, выполненные с помощью асфальта (природного), 1300 г. до н.э.
Поверх природного камня на асфальтовой мастике (смесь битума и глины) уложен кирпич. Затем на слое литого асфальта помещено еще одно покрытие из кирпича.
В IX в. до н.э. были распространены скульптуры правителей и рельефы. В новоассирийский период (вероятно, с начала I тыс. до н.э.) в нижнюю часть дворцовой стены вставляли известняковые плиты с изображением подвигов властителя (так называемые ортостаты). На рельефе слева Ассирийский царь Ашурбанапал показан в виде носильщика корзины, а надписи на рельефе рассказывают о строительстве храма Эсагила.
В этот период возрастает и значение настенной живописи. Прежде всего, использовали обожженную глазурь на глиняных кирпичах, украшавшую, в частности, храм богини Иштар и дворец Навуходоносора II в Вавилоне.
Градостроение и архитектура Междуречья выделялись среди Древнего мира своим рационализмом, экономным использованием городских земель, высоким уровнем подготовки территории и крепостного строительства при искусном владении материалом.
Особенно ценным был принцип главного монументального здания.