Полифункциональность орудий труда первобытного общества

        Каждый предмет творческой деятельности первобытного человека   имел не только прикладное значение, но и нес в себе целый ряд функций.

Глиняная модель повозки со сплошными колесами
(2000 лет до н.э. Венгрия)

1. Идеологическая функция
В создании орудий труда, сложных, богато орнаментированных, отсутствовало авторство - т.е. на лицо явное выражение коллективного начала. Поэтому почти все предметы этого периода похожи друг на друга, где бы они не были найдены.

2. Общеобразовательная функция
Функция проявилась в "материальном" закреплении знаний о предмете, его свойствах, передаче этих знаний молодому поколению ( знания о божествах, о просьбах помощи  и т.д.).

3. Коммуникативно-мемориальная функция
Предметы и орудия труда, рисунки, маски и т.д. -   средства коммуникации людей.
Эти предметы вовлечены:  в трудовой процесс и в  ритуальные действия.

4. Социальная функция
В обществе всегда есть расслоение на старших и младших, сильных и слабых, мужчин и женщин, детей и стариков, вождей и членов племени. Печать этого социального расслоения лежит на предметах труда и искусства. Каждый предмет, орудие может нести в себе черты той группы, которую он представляет.

Малая история искусств. М., 1973. С. 249.
Возница и повозка
(Петроглиф. Ухтасар. Армения.)

5. Познавательная функция
Новый произведенный предмет, нацарапанный рисунок на ноже, сцена охоты, не воспринимались абстрактно - они были очевидны и реальны. Нарисованное животное ассоциировалось с реальным существом, и люди, никогда не видевшие его раньше, встретив, могли однозначно идентифицировать его.

6. Магико-религиозная функция
Функция проявляется в получении власти над предметом, над процессом, над стихией, через овладение его образом. (Символ отпечатка руки - символ присутствия, обладания и т.д.) Первобытная магия - "наука" палеолитического человечества. Усвоение знаний шло через магические обряды.

7. Эстетическая функция
Окружающая природа, растительный и животный мир сам по себе, "пассивно" воспитывает и формирует эстетические чувства. Гармония присуща природе, и копируя природу, создавая ее искусственно, человек невольно воспринимает ее эстетику.