Каждый предмет творческой деятельности первобытного человека имел не только прикладное значение, но и нес в себе целый ряд функций.
![]() |
Глиняная модель повозки
со сплошными колесами (2000 лет до н.э. Венгрия) |
1.
Идеологическая функция
В создании орудий труда, сложных, богато
орнаментированных, отсутствовало авторство
- т.е. на лицо явное выражение коллективного
начала. Поэтому почти все предметы
этого периода похожи друг на друга, где
бы они не были найдены.
2.
Общеобразовательная функция
Функция проявилась в "материальном"
закреплении знаний о предмете, его
свойствах, передаче этих знаний
молодому поколению ( знания о божествах, о
просьбах помощи и т.д.).
3.
Коммуникативно-мемориальная функция
Предметы и орудия труда, рисунки, маски и т.д.
- средства коммуникации людей.
Эти предметы вовлечены: в трудовой
процесс и в ритуальные действия.
4.
Социальная функция
В обществе всегда есть расслоение на
старших и младших, сильных и слабых, мужчин и
женщин, детей и стариков, вождей и членов племени.
Печать этого социального
расслоения лежит на предметах труда и искусства.
Каждый предмет, орудие может нести в себе черты
той группы, которую он представляет.
![]() |
Возница и повозка (Петроглиф. Ухтасар. Армения.) |
5.
Познавательная функция
Новый произведенный предмет,
нацарапанный рисунок на ноже, сцена
охоты, не воспринимались абстрактно - они были
очевидны и реальны. Нарисованное животное
ассоциировалось с реальным существом, и люди,
никогда не видевшие его раньше, встретив, могли однозначно
идентифицировать его.
6.
Магико-религиозная функция
Функция проявляется в получении власти
над предметом, над процессом, над стихией, через
овладение его образом. (Символ отпечатка
руки - символ присутствия, обладания и т.д.) Первобытная
магия - "наука" палеолитического
человечества. Усвоение знаний шло через
магические обряды.
7.
Эстетическая функция
Окружающая природа, растительный и животный мир
сам по себе, "пассивно" воспитывает и
формирует эстетические чувства. Гармония
присуща природе, и копируя природу, создавая ее
искусственно, человек невольно воспринимает ее
эстетику.