Религиозные представления и абстрактное искусство

        Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религии, что, несомненно, отразилось в искусстве.

В языческой религии сформировались два принципиально новых типа верования.

        Пастухи-кочевники поклонялись Богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственно постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условными знаками.       

Божества с нимбами
Голан А. Миф и символ. М., 1994. Голан А. Миф и символ. М., 1994.

Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество.
Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенная на 4 стороны света, циклы Луны и вода.    Вместо верований в бога-мужчину появились представления о Великой Матери.   Позднее в Месопотамии это была Иннин-Иштар, в Египте - Исида, в земледельческих районах Мексики - Тетеоиннан, мать богов, богиня кукурузы, ее символами были луна, вода, улитка, сова и змея.       

Символы воды, потоков дождя
 Голан А. Миф и символ. М., 1994.  Голан А. Миф и символ. М., 1994.  Голан А. Миф и символ. М., 1994.

     Художники высокоразвитых земледельческих культур уже не копировали природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия.
    Спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник - плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света.
Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира.

Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.