Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религии, что, несомненно, отразилось в искусстве.
В языческой религии сформировались два принципиально новых типа верования.
Пастухи-кочевники поклонялись Богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственно постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условными знаками.
Божества с нимбами | |
![]() |
![]() |
Земледельцы,
наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот
составляли их имущество.
Дом, очаг, семена и благодатная почва
отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными
символами женщины как носительницы жизни были
геометрия пространства, разделенная на 4
стороны света, циклы Луны и вода.
Вместо верований в бога-мужчину
появились представления о Великой Матери.
Позднее в Месопотамии это была Иннин-Иштар,
в Египте - Исида, в земледельческих
районах Мексики - Тетеоиннан, мать
богов, богиня кукурузы, ее
символами были луна, вода, улитка,
сова и змея.
Символы воды, потоков дождя | ||
![]() |
![]() |
![]() |
Художники высокоразвитых земледельческих
культур уже не копировали природу. Она
отражена в геометрических абстракциях: круге,
овале, линии. Фигурки женского
божества подразумевают уже не реальную женщину,
а обобщенное понятие плодородия.
Спираль или ломаная
линия обозначали воду, треугольник
- плодородие, мир
представлялся ромбом, ориентированным
по сторонам света.
Таким образом, орнаменты на посуде были не просто
украшением, а закодированной картиной мира.
Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.