Знаковая, символическая система в первобытной культуре

        Современные исследования первобытных изображений и связанных с ними устно-поэтических сюжетов приводят к результатам, сравнимым с данными экспериментальной психологии и психофизиологии в области изучения фундаментальных свойств человеческой психики, проявляющихся в различных формах поведения, творческой деятельности.   Тем самым конкретизуется и развивается известное общее положение современной антропологии о том, что фундаментальные свойства физиологии и психики современного человека в принципе те же, что и во все предшествующие периоды истории человека современного типа (Homo sapiens), начиная с верхнего палеолита.
  

Испания
 Малая история искусств. М., 1973. Малая история искусств. М., 1973.  Малая история искусств. М., 1973. 
"Пуантилизм" - дерево Корабль  Щит
Малая история искусств. М., 1973. С. 161. Малая история искусств. М., 1973. С. 161. Малая история искусств. М., 1973. С. 161.
Охота на кабанов Погоня за раненым зверем с луком Охота на оленей
(зверя гонят сзади!)
Африка
Колесница, запряженная 4-мя лошадьми
Всадник и стоящие фигуры.
Информационная полнота - гербарность !
Малая история искусств. М., 1973. С. 248.

        В частности, речь идет о постоянстве границ объема оперативной памяти и внимания, определяемых в экспериментальной психологии обычно числом 7 (или 7+2) - это и есть основной круг количественного обозначения исходных пространственных и временных структурных делений в астральных мифах и рисунках с эпохи палеолита. Кроме того, целая серия прямоугольных фигур в искусстве палеолита имеет пропорции 1:0,62, т.е. соотношение такое же, что и экспериментально установленное основным психофизическим законом (законом Вебера-Фенхнера) пороговое отношение в процессе восприятия. В пещерах Ляско и Пасьера такие прямоугольники помещены рядом с фигурами оленей и лошадей, как бы выражая ту же идею, что и пряжка Мальте тех же пропорций с орнаментальным солнечным календарем, по которому можно исчислять беременность самок оленей и лошадей. Даже если бы эти солярно-зоологические ассоциации с прямоугольниками оказались случайными совпадениями, здесь налицо графическая фиксация людьми в противоположных концах ойкумены палеолитического искусства Евразии фундаментального свойства человеческой психики - порога восприятия (развитие этого аспекта первобытного искусства в культуре Древнего мира и последующих эпох связано с пропорцией "золотого сечения" - "божественной пропорцией").

Таким образом: