Мировое дерево - универсальный знаковый символ


    Мировое дерево  - синтетическое средство, описывающее в мифопоэтической традиции мир. Оно символизирует пространственную структуру мира.     

 Голан А. Миф и символ. М., 1994.
Символы растительности
 Голан А. Миф и символ. М., 1994.
Символ плодородия

Тройное членение по вертикали (верх - середина - низ, соответственно ветви - ствол - корни; птицы - копытные - змеи или другие хтонические животные; солнце, месяц, звезды - человек, жилище - атрибуты подземного царства; голова -туловище - ноги; положительное - нейтральное - отрицательное и т.п.) идеально отвечает представлению о динамической целостности и в силу этого может рассматриваться как модель-схема любого динамического процесса, предполагающего триаду: возникновение-развитие-упадок.   

 Небесный баран
Голан А. Миф и символ. М., 1994.
 Бараньи рога
Голан А. Миф и символ. М., 1994.

Схема мирового дерева в ее горизонтальной трактовке предусматривает четверичное членение (передний-задний-правый-левый; север-юг-восток-запад; весна-осень-лето-зима; четыре бога, четыре мифологических героя, четыре ветра, четыре растения, четыре животных, четыре цвета, четыре элемента и т.д.) плюс выделение центра (как места пересечения и тем самым связи вертикали с горизонтальной плоскостью и как места пересечения линий связи четырех координат горизонтальной плоскости). Горизонталь же символизирует ситуацию ритуала: жертва, объект почитания, жертвователь - в центре, участники ритуала - справа и слева.    

Музей антропологии и этнографии. С.- Петербург.
Шаман, включенный в схему
мирового древа
( часть костюма шамана )

Четырехчленная структура мирового дерева по горизонтали соответствует образу статической целостности, идеально устойчивой структуре. Числовая характеристика мирового дерева обычно константна - семь (три + четыре); ср. семь ветвей дерева, семь птиц, семь небес, семь светил, семь этажей подземного царства, семь мест по горизонтали в изображении ритуала и т.д., чему соответствуют и другие многочисленные в мифопоэтической традиции примеры использования семи как совершенного числа.  Сакрально отмечены также три (сферы Вселенной, высших ценностей, божественных персонажа, героя сказки, члена социальной структуры, социальные функции, попытки, повторения и т.д.) и четыре (см. выше). В ряде традиций три и четыре рассматриваются соответственно как мужское и женское числа, а человеческая пара, мыслимая как единица, характеризуется числом семь.       

        Во многих традициях вплоть до настоящего времени три-четыре используются как способ обозначения малой приблизительности. Если сумма трех и четырех дает семь, то их произведение дает другое сакрально отмеченное число - двенадцать, широко используемое в мифологической традиции, в частности, как "счастливое" число в противопоставлении "несчастливому" (тринадцать). В этом смысле можно сказать, что число не только определяет внешние размеры мирового дерева, количественные соотношения его частей, но и качественные признаки.
        Число оказывается не только введенным в мир (и его образ), но и определяющим высшую суть его и даже прогнозирующим будущую его интерпретацию.