Последняя тема курса относится, фактически, к текущему времени, ее события берут начало с конца 60-х годов ХХ в. Чем же можно обосновать включение "актуального" времени в исторический курс?
Во-первых, тем, что с позиций современности только и можно оценить прошлое, во-вторых, тем, что это настоящее, как и ближайшее будущее, каким-то образом, если не детерминировано, то, по крайней мере, связано с прошлым. В последних двух-трех десятилетиях очевидна взаимосвязь таких ранее несовместимых процессов, как природных, социальных, психических, научно-технических. Более того, можно сказать, что это вообще единый процесс, мы же “схватываем” лишь отдельные его проявления. В последнее время усиливаются ощущения тревоги, катастрофы в связи с дисгармоничностью природных и социальных процессов, которые проявляются прежде всего в истощении ресурсов, экологических проблемах, масштабных техногенных катастрофах. “Странные”, однако, созвучные явления наблюдаются в философии и искусстве. Каким-то “безумным” смыслом наполняется новое понятие "постмодернизм".
В настоящее время многие берутся говорить о
какой-то “жестокой” цепочке
причинно-следственных связей в оценке
современного состояния мира. Стало почти
расхожим определение мира как единой
системы, как организма, где все со всем
связано. Находясь в этой системе, невозможно ее
“увидеть со стороны”, скорее можно ее
почувствовать как нечто живое.