Использование научных открытий для создания новых видов оружия и особенно создание атомной бомбы заставило человечество пересмотреть свою прежнюю безоговорочную веру в науку.
С середины XX в. современная наука и техника стали получать в свой адрес многочисленные критические оценки со стороны философов, культурологов, деятелей литературы и искусства. По их мнению, техника умаляет и дегуманизирует человека, окружая его сплошь искусственными предметами и приспособлениями; она отнимает его у живой природы, ввергая в безобразно унифицированный мир, где цель поглощают средства, где промышленное производство превратило человека в придаток машины, где решение всех проблем видится в дальнейших технических достижениях, а не в человеческом их решении. Непрекращающаяся гонка технического прогресса, требующая все новых сил и все новых экономических ресурсов, разрывает природную связь с Землей. Рушатся традиционные устои и ценности. Под воздействием нескончаемых технических новшеств современная жизнь меняется с большой быстротой. К этой гуманистической критике присоединились тревожные конкретные факты неблагоприятных последствий научных достижений. Опасное загрязнение воды, воздуха почвы планеты, вредоносное воздействие на животную и растительную жизнь, вымирание бесчисленных видов, коренные нарушения в экосистеме всей планеты - все эти серьезные проблемы, вставшие перед человеком, заявляют о себе все громче и настойчивей.
Эти факты, отчетливо проявляются в
современной науке и мировоззрении, говорят об их кризисе,
разрешить который сможет только новая
глобальная мировоззренческая революция,
частью которой будет и новая революция в науке. К
началу XXI в. мир потерял свою веру
в науку, она безвозвратно утратила свой
прежний облик, как оставила и свои прежние
заявления об абсолютной непогрешимости своего
знания. Подобная кризисная ситуация
сложилась и в других сферах человеческой
культуры. Поиск путей выхода из этого
глобального кризиса еще только идет, черты
будущего постмодернистского мировоззрения,
как и новой постнеклассической науки, еще только
намечаются.
Сегодняшнее состояние науки, как и других сфер
культуры, характеризуется понятием "постмодерн"
- в противовес модернистским представлениям -
классической и современной науке.