"Невозможность показать опытным путем абсолютное движение Земли представляет собой, по-видимому, общий закон природы", - писал Пуанкаре (1905), и затем, ссылаясь на Лоренца, говорил о "полной невозможности обнаружить абсолютное движение".
Пуанкаре рассматривал ситуацию с двумя наблюдателями, равномерно движущимися друг относительно друга и пытающимися синхронизировать свои часы при помощи световых сигналов. "Выверенные таким способом часы будут показывать не истинное время, а так называемое местное время". Каждому наблюдателю кажется, что у другого все явления протекают медленнее, причем это замедление одинаково для всех явлений, указывает Пуанкаре, и "как следует из принципа относительности, [у наблюдателя] не будет никакого средства узнать, находится ли он в покое или в абсолютном движении" .
Из этой же позиции исходил и Эйнштейн в своей знаменитой статье 1905 г. "К электродинамике движущихся тел".