Ф.Бэкон

В.С. Кирсанов "Научная революция XVII века", М., 1987, С. 57
Ф. Бэкон

        У Ф.Бэкона (1561 - 1626) - основателя эмпиризма  истина  связана с Богом   "Пусть знают люди... каковое различие между призраками человеческого разума и идеями божественного разума. Те не что иное, как произвольные отвлечения, эти же, действительно, знаки создателя на созданиях, запечатленные и определенные в материи посредством истинных и отменных черт". Под "призраками" он имеет в виду "четыре вида призраков, которые осаждают умы людей".

"Призраки рода" обусловлены тем, что все восприятия как чувства, так и ума относятся к человеку, а не к миру. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

"Призраки пещеры" -  суть заблуждения отдельного человека. У  каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая разбивает и искажает свет природы.

"Призраки рынка" обусловлены тем, что люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.

"Призраки театра" - это те призраки, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Так мы их называем, поскольку считаем что, сколько есть принятых и изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

        Ф.Бэкон выступает и против  натурфилософских построений средневековых схоластов, утверждая следующее: "Два пути существуют и могут существовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам, и идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приходит к наиболее общим аксиомам. Этот путь истинный, но не испытанный" Ф. Бэкон. Сочинения. Т. 2. М., 1972. С. 89-101..  Бэкон называет его "истолкованием природы" и предлагает "восходить по истинной лестнице"   от частностей к меньшим аксиомам и затем - к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Самые низкие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы   - умозрительные и отвлеченные. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы, не отвлеченные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами. Для осуществления этого пути должна быть придумана иная форма inductio (индукция, наведение), чем та, которой пользовались до сих пор.  Основной элемент индукции, разработанной Бэконом -  методы систематизации данных опытов.