      |
Историография
истории науки и техники
|
Предметом
изучения историографии истории науки и
техники является развитие историко-научных
и историко-технических исследований, взятое
во всей его исторической конкретности, включая
его истоки, предпосылки, условия и результаты.
Непосредственным объектом изучения в
историографии истории науки и техники выступает
историко-научная и историко-техническая мысль.
Круг
проблем, изучаемых историографией:
- проблемы генезиса и
последующего развития нарративной истории
естествознания и техники, их отраслей и
подотраслей в связи с потребностями науки и
техники;
- анализ исторических условий,
внешних и внутренних факторов и закономерностей
этого процесса;
- взаимодействие истории
естествознания и техники с другими отраслями
науки, включая гражданскую историю, историю
философии, историю экологических и
социологических учений, науковедение и т.д.
- формирование и смена
историко-научных и историко-технических
концепций, школ и направлений;
- анализ методов и
конкретных методик историко-научных и
историко-технических исследований;
- эволюция структуры и
изменение функций истории
естествознания и техники как научных дисциплин.
Историк
науки и техники - изучает процессы научного
познания, технического творчества и т.д.
Историограф
истории науки и техники - анализирует
характерные черты и ведущие тенденции в развитии
самих историко-научно-технических исследований.
Историография
описывается в двух измерениях, как:
- самостоятельная
научная дисциплина;
- социальный институт
Последовательное
возникновение и развитие историко-научных
концепций как развитие саморефлексии науки и
техники, с последующим выделением:
- “внутренних” концепций - которые
“можно извлечь” из реальных историко-научных и
историко-технических работ ;
- “внешних” концепций - которые
“вносятся” в историю науки и техники философами
и методологами науки и техники.