Некоторые этические проблемы научной деятельности

   При проведении научной, исследовательской деятельности ученый, специалист  сталкивается с этическими проблемами.  Этика науки - дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности.  

Исторически научная этика берет свое начало от концепции эволюционной этики, впервые сформулированной английским философом и социологом Г.Спенсером.  Согласно этой концепции нравственность   рассматривается как форма развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится  с развитием человеческого общества.

  Соотношение добра и зла - это соотношение более развитого и менее развитого. Свое дальнейшее развитие эта концепция получила в трудах английских ученых Д. Хаксли, К.Уодингтона.

   Главный методологический принцип заключается в том,   что нравственность рассматривается не в качестве  специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции. С точки зрения эволюционной этики, нравственным долгом следует считать принятие человеком на себя миссии продолжения общей мировой эволюции и создания нового общества, находящегося  в гармоническом единстве с космосом.

   Попытки найти объективные основания морали в данных естествознания можно обнаружить в  концепциях русских философов-космистов В.Вернадского, Н.Федорова, А.Чижевского.

   Известный английский зоолог и философ  Д.Хаксли  выдвинул концепцию эволюционного гуманизма, сущность которой состоит в том, что человек представляет  собой лишь один вид существующей на Земле жизни, и поэтому все члены человеческого общества не должны быть враждебно настроены друг против друга, несмотря на различия в религиях, нациях и т.д., каждый член общества несет ответственность за свое будущее и будущее всей планеты, полагаясь только на самого себя. В своих стремлениях человек должен руководствоваться повышением качества уровня жизни (не в ущерб окружающей среде), а не  приобретением материальных   благ.

     Каждая из этических программ, концепций  связана с формированием   новой системы мышления, основанной на всех духовных компонентах культуры.  Причем формирование этого мышления должно проходить в   неразрывной связи с  получением профессиональных   знаний.

   Существуют различные проекты кодекса научной этики. Вопросы научной этики часто проявляются в связи с принятием решений в критических ситуациях, например, определение момента смерти донора при пересадке сердца  и т.д.

Проблемная область этики науки включает в себя две сферы:

   Ученый Р.Мертон в работах “Нормативная структура науки” (1942), “Амбивалентность ученого” (1965) выделяет: универсализм, всеобщность, незаинтересованность, организованный скептицизм.

Универсализм - ориентация не на субъективные, личные, групповые, национальные и т.д. интересы, а поиск объективного знания.
Всеобщность - результаты и достижения ученого - достояние всего общества; ученый не вправе рассматривать их как личную собственность.
Незаинтересованность - руководствоваться стремлением к получению знания, бескорыстным любопытством, а не личной выгодой.
Организованный скептицизм - критическое отношение ученого к своим и чужим результатам.