Судзуки - Основы дзэн-буддизма
* * *1
<...> Сатори можно определить, как интуитивное проникновение в природу в противоположность аналитическому или логическому пониманию этой природы. Практически это означает открытие нового мира, ранее неизвестного смущенному уму, привыкшему к двойственности. Иными словами, сатори проявляет на нем весь окружающий мир в совершенно неожиданном ракурсе. Как бы там ни было, для тех, кто достиг сатори, мир уже не представляется тем самым старым миром, каким он был раньше: даже со всеми его радостями и печалями он уже совсем не тот. Прибегая к логическому утверждению, можно сказать, что все противоположности и противоречия гармонично объединяются в последовательное органическое целое. Это таинство и чудо, но, по словам учителя Дзэна, оно происходит каждый день. Таким образом, познать сатори можно, только однажды испытав его. Более или менее отдаленно и приблизительно его можно сравнить с решением трудной математической задачи, или с великим открытием, или с тем, когда вы совершенно неожиданно находите выход из самого тяжелого положения: короче говоря, оно походит на то состояние, когда вы восклицаете: “Эврика! Эврика!” Но это относится только к умственному аспекту сатори, которое в связи с этим неизбежно страдает неполноценностью и не затрагивает самих основ жизни, которая представляет собой одно неделимое целое. Сатори в Дзэне должно быть связано с самой жизнью в целом, т.к. то, что предлагает Дзэн, есть революция, а также переоценка в плане духовного единства. Решение математической проблемы кончается с решением: оно не накладывает отпечатка на всю нашу жизнь. Также обстоит дело со всеми другими частными вопросами, практическими или научными, — они не затрагивают жизненные основы индивидуума. Но достижение сатори — это перестройка самой жизни. Когда оно действительно имеет место — следует сказать, что имеется множество подобий его — оно коренным образом изменяет моральную и духовную жизнь человека, обогащая и внося порядок в нее. <…>
* * *2
<…> Что же касается достижения сатори, то все, что может сделать Дзэн, — это указать путь, а остальное представить всецело внутреннему опыту человека: то есть человек сам, без чьей-либо помощи может идти по пути и достичь цели. Как бы ни был опытен учитель, он не может заставить ученика постичь истину до тех пор, пока последний не будет по-настоящему внутренне готов к этому. Подобно тому, как мы не можем заставить лошадь пить воду, если она этого не хочет, мы не можем заставить другого постичь высшую реальность. Каждый должен сделать это сам. Цветок распускается сам, вследствие своей внутренней необходимости, точно так же внутреннее откровение должно явиться результатом собственной внутренней зрелости. Именно здесь Дзэн носит такой личный и субъективный характер в том смысле, что он имеет дело с внутренним творческим процессом. В литературе из серии “Агама” или “Никая” очень часто мы находим следующие изречения: “Атта-дипа Вихараха аттасарана ананна-сарана” или “Саям абхинна” и “Диттха-дхаммо паттадхаммо видитто-дхаммо париегалхадхаммо апарап-паччае саттху сасанс”. Они указывают на то, что просветление — это пробуждение, являющееся внутренним актом и независящее от других людей. Это внутреннее изменение в сознании человека, позволяющее ему создать мир вечной гармонии и красоты — убежище Нирваны.
Я сказал, что Дзэн не оказывает нам никакой умственной поддержки, а также не оставляет времени для споров; он часто предлагает и указывает не потому, что любит посредственность, а вследствие того, что это единственное, что он может сделать для нас. Если бы он мог, он сделал бы все возможное, чтобы помочь нам прийти к пониманию. Фактически он всеми возможными средствами старается сделать это, как это ясно из отношения всех таких учителей к своим последователям. Когда они в полном смысле слова сбивают их с ног, не следует все же сомневаться в их добрых намерениях. Просто они ждут того момента, когда ум ученика, наконец, созреет. Когда это случается, появляется масса путей, открывающих истину Дзэна. Ее можно уловить в каком-нибудь нечленораздельном звуке, в бессмысленном замечании, в распускающемся цветке или в любом тривиальном случае, например в том, как человек спотыкается, поднимает штору или машет веером и т.п. Всего этого достаточно для пробуждения утреннего зрения. С внешней стороны это может быть таким незначительным событием, однако его воздействие на ум бесконечно превосходит все, что можно только от него ожидать. Стоит только слегка нажать на кнопку — от взрыва содрогнется земля. В действительности то, что вызывает сатори, находится в разуме. Вот почему, когда час пробьет, все, что там находилось, взрывается как вулкан, или вспыхивает, как молния. <…>
* * *3
<…> В одной из предыдущих глав я говорил об отсутствии логики в Дзэне. Теперь читателю станет ясно, почему Дзэн отрицает всякую логику. Такое отрицание логики вовсе не является самоцелью Дзэна. Дзэн просто хочет показать, что последовательное логическое мышление не является чем-то конечным и что существует некое трансцендентальное выражение внутреннего состояния, которое недоступно простой интеллектуальной мудрости. Что касается обыкновенных вещей, то здесь мы еще можем довольствоваться привычными для нашего интеллекта “да” и “нет”, но как только дело коснется центральной проблемы жизни, от интеллекта нечего ожидать удовлетворительного ответа. Когда мы говорим “да”, мы утверждаем, а утверждая, мы ограничиваем себя. Когда мы говорим “нет”, мы отрицаем, а отрицание — это исключение. Исключение и отрицание, что, в сущности, одно, убивает душу, а чему же другому, как не душе, желать совершенной свободы и абсолютного единства.
В исключении или ограничении не может быть свободы. Дзэну это отлично известно. Поэтому отвечая на призывы души. Дзэн ведет нас к абсолютной истине, не знающей антитезы.
Мы не должны, однако, забывать, что наша жизнь связана с утверждением, а не с отрицанием, т.е. сама жизнь — это утверждение. Это утверждение не должно сопровождаться или ограничиваться отрицанием, которое делает его отрицательным. Относительное утверждение лишает жизнь творческой оригинальности и превращает ее в механическую мясорубку, перемалывающую наши кости и плоть. Чтобы стать свободной, жизнь должна превратиться в абсолютное утверждение. Она должна стать выше всяких условностей, ограничений и противопоставлений, которые мешают ее свободному проявлению. <…>
* * *4
<…> Дзэн самым серьезным образом настаивает на необходимости внутреннего опыта духовного. Он не придает большого значения священным сутрам или их толкованиям мудрецами и учеными. Личный опыт прямо противопоставляется авторитетам и внешнему откровению, а самым практичным методом достижения духовного просветления последователи Дзэна считают практику дхьяна, называемой в Японии “Дзадзэн” (“Дза” означает “сидеть”, а “дзадзэн” можно, в общем, перевести “сидеть в медитации”). <…>
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 1993. С. 160-161.
2 Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 1993.С. 162-163.
3 Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 1993. С. 63-64.
4 Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 1993. С. 22.