Леонардо да Винчи - О себе и своей науке
1.
Начато во Флоренции, в доме Пиеро ди Браччо
Мартелли, марта 22 дня 1508 года; и это будет
беспорядочный сборник, извлеченный из многих
листов, которые я переписал здесь, надеясь потом
распределить их в порядке по своим местам,
соответственно материям, о которых они будут
трактовать; и я уверен, что прежде, чем дойду до
его конца, повторю здесь одно и то же по многу раз;
и потому, читатель, не пеняй на меня за то, что
предметов много и память не может их сохранить и
сказать: об этом не хочу писать, ибо писано
раньше; и если б не хотел я впасть в подобную
ошибку, необходимо было бы в каждом случае,
который мне хотелось бы записать, во избежание
повторений, всегда перечитывать всё прошлое, и в
особенности в случае долгих промежутков времени
от одного раза до другого при писании.
2.
Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я
не начитан, покажется, будто они в праве порицать
меня, ссылаясь ни то, что я человек без книжного
образования. Глупый народ! Не понимают они, что,
как Марий ответил римским патрициям, я мог бы так
ответить им, говоря: „Вы, что украсили себя
чужими трудами, вы не хотите признать за мною
права на мои собственные". Скажут, что, не
будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то,
о чем хочу трактовать. Не знают они, что мои
предметы более, чем из чужих слов, почерпнуты из
опыта, который был наставником тех, кто хорошо
писал; так и я беру его себе в наставники и во всех
случаях на него буду ссылаться.
3.
Хотя бы я и не умел хорошо, как они, ссылаться па
авторов, гораздо более великая и достойная вещь
— при чтении [авторов] ссылаться на опыт,
наставника их наставников. Они расхаживают
чванные и напыщенные, разряженные и
разукрашенные не своими, а чужими трудами, а в
моих мне же самому отказывают, и если меня,
изобретателя, презирают, насколько более могли
бы быть порицаемы сами—не изобретатели, а
трубачи и пересказчики чужих произведений.
4.
У мессера Винченцо Алипландо, проживающего близ
гостиницы Корсо, есть Витрувий Джакомо Андреа.
5.
Архимед есть полный у брата монсиньора ди С.
Джуста в Риме; говорит, что дал его брату,
находящемуся в Сардинии; первоначально был в
библиотеке герцога Урбинского, увезен во время
герцога Валентинского.
6.
Метеоры Аристотеля на итальянском.
Постарайся посмотреть Витолона, что в библиотеке
в Павии, трактующего о математике.
7.
Витолон в Сан-Марко.
8.
Витрувий.
Метеоры.
Архимед: о центре тяжести.
Анатомия Александра Бенедетто.
Данте Николая делла Кроче.
Альбертуччио и Марлиано: о счислении.
Альберт: О небе и мире от фра Бернардино.
9.
Возьми „О тяжестях".
10.
Спроси жену Бьяджино Кривелли, как петух кормит и
выводит цыплят курицы, будучи в нее влюблен.
11.
Найди мастера по водным сооружениям и заставь
рассказать о средствах защиты против воды и что
они стоят.
12.
Река, которая должна повернуть из одного места в
другое, должна быть завлекаема, а не ожесточаема
насильственно; и для этого пусть будет устроено
по реке несколько запруд и первая наклонена
несколько вперед, и так же поступают с третьей,
четвертой и пятой, так, чтобы река втекала по
отведенному ей каналу и чтобы таким способом она
отошла от места, которому угрожает, как сделано
было во Фландрии. Сообщено мне Никколо да
Форцоре.
13.
Изобретателей и посредников между природой и
людьми в сопоставлении с пересказчиками и
трубачами чужих дел должно судить и не иначе
расценивать, как предмет вне зеркала в сравнении
с появляющимся в зеркале подобием этого
предмета; ибо первый уже нечто сам по себе, а
последнее — ничто. Люди, мало обязанные природе,
ибо одеты они только в случайное, без чего ты мог
бы причислить их к стадам скота!
14.
Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет
не свой ум, а скорее память.
15.
Хорошая ученость родилась от хорошего дарования;
и так как надобно более хвалить причину, чем
следствие, больше будешь ты хвалить хорошее
дарование без учености, чем хорошего ученого без
дарования.
16.
О пяти правильных телах. Против некоторых
комментаторов, которые хулят древних
изобретателей, положивших начало грамматикам и
наукам, и которые ратуют против умерших
изобретателей и, так как не удалось им самим по
лености и книжной вольготности сделаться
изобретателями, постоянно покушаются ложными
рассуждениями попрекать своих учителей.
17.
Многие будут считать себя в праве упрекать меня,
указывая, что мои доказательства идут вразрез с
авторитетом некоторых мужей, находящихся в
великом почете, почти равном их незрелым
суждениям; не замечают они, что мои предметы
родились из простого и чистого опыта, который
есть истинный учитель.
18.
Василиск. Он родится в провинции Киренаике и
величиной не больше 12 дюймов, и на голове у него
белое пятно наподобие диадемы; со свистом гонит
он всех змей, вид имеет змеи, но движется не
извиваясь, а наполовину поднявшись, прямо перед
собой. Говорят, что когда один из них был убит
палкой неким человеком на коне, то яд его
распространился по палке, и умер не только
человек, но и конь. Губит он нивы, и не те только, к
которым прикасается, но и те, на которые дышит.
Сушит травы, крушит скалы.
19.
Амфисбена. У нее две головы, одна - на своем месте,
а другая на хвосте, как будто не довольно с нее из
одного места выпускать яд.
20.
Истинная наука — та, которую опыт заставил
пройти сквозь чувства и наложил молчание на
языки спорщиков и которая не питает сновидениями
своих исследователей, но всегда от первых
истинных и ведомых начал продвигается
постепенно и при помощи истинных заключений к
цели, как явствует это из основных
математических наук, то-есть числа и меры,
называемых арифметикой и геометрией, которые с
высшей достоверностью трактуют о величинах
прорывных и непрерывных. Здесь не будут
возражать, что дважды три больше или меньше шести
или что в треугольнике углы меньше двух прямых
углов, но всякое возражение оказывается
разрушенным, [приведенное] к вечному молчанию; и
наслаждаются ими в мире почитатели их, чего не
могут произвести обманчивые науки мысленные.
21.
Не доверяйте же, исследователи, тем авторам,
которые одним воображением хотели
посредствовать между природой и людьми; верьте
тем лишь, кто не только указаниями природы, но и
действиями своих опытов приучил ум свой
понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг
их природы, ибо опыты, казавшиеся часто
тождественными, часто весьма оказывались
различными,— как здесь это и доказывается.
22.
Все наше познание начинается с ощущений.
23.
Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение,
пусты и не порождают никакой истины, а разве
только вымыслы; и так как рассуждения такие
рождаются от скудости ума, то бедны всегда такие
умозрители, и если богатыми родились, бедными к
старости умрут, так что кажется, будто природа
мстит им.
24.
Ощущения земны, разум находится вне их, когда
созерцает.
25.
Природа полна бесчисленных оснований, которые
никогда не были в опыте.
26.
И хотя природа начинается с причин и кончает
опытом, нам надобно идти путем обратным, то-есть
начинать с опыта и с ним изыскивать причину.
27.
Нет действия в природе без причины; постигни
причину, и тебе не нужен опыт.
28.
Опыт не ошибается, ошибаются только суждения
наши, которые ждут от пего вещей, не находящихся в
его власти. Несправедливо жалуются люди на опыт,
с величайшими упре ками виня в обманчивости.
Оставьте опыт в покое и обратите жалобы свои на
собственное невежество, которое заставляет вас
быть поспешными и, ожидая от него в суетных и
вздорных желаниях вещей, которые не в его власти,
говорить, что он обманчив. Несправедливо
жалуются люди на неповинный опыт, часто виня его
в обманчивых и лживых показаниях.
29.
Наукой называется такое разумное рассуждение,
которое берет исток у своих последних начал,
помимо коих в природе не может найтись ничего
другого, что [также] было бы частью этой науки.
30.
Увлекающиеся практикой без науки — словно
кормчий, ступающий на корабль без руля или
компаса; он никогда не уверен, куда плывет.
Всегда. практика должна быть воздвигнута на
хорошей теории, коей вождь и врата — перспектива,
и без нее ничего хорошего не делается ни в одном
роде живописи.
31.
Наука — капитан, и практика — солдаты.
32.
Вот верный способ жарить мясо, потому что, смотря
по тому, умерен или силен огонь, жаркое движется
медленно или быстро.
ЛИТЕРАТУРА:
Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2 т. Т.1./ Репринт с изд. 1935 г. - М.: Ладомир, 1995. - 415 с.