Лао-Цзы - Дао-дэ-цзин


* * *1

<...> Небо и Земля обладают великой красотой, а о том не говорят. Четыре времени года имеют ясный закон, а о том не судят. Всякая вещь имеет неизменный порядок, а о том не ведает речей. Мудрый вникает в доблести Неба и Земли и постигает существо всех вещей. Поэтому совершенный человек ничего не делает, истинно мудрый ничего не создает. Это значит, что они берут за образец Небо и Землю. <…>

 

* * *2

Вместо того, чтобы доказывать, что палец не является пальцем, лучше сразу сказать, что не-палец не является пальцем. Вместо того, чтобы доказывать, что “лошадь не является лошадью”, лучше сразу сказать, что не не-лошадь не является лошадью, Небо и Земля — один палец, вся тьма вещей — одна лошадь.

Возможным называют то, что кажется возможным, а невозможным — то, что кажется невозможным. Дорога появляется, когда ее протопчут люди. Вещи становятся такими, какими они есть, когда им дают названия. Каковы же они? Они такие, какие есть. Почему они не таковы? Они не таковы потому, что такими не являются. Каждой вещи изначально свойственно особое качество, и каждая вещь изначально имеет свои возможности. Нет вещи, которая была бы лишена присущих ей качеств и возможностей. <…>

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Лао-Цзы. Трактат о пути и познании (Дао-дэ-цзин) // Антология даосской философии. М., 1994. С. 83.

2 Лао-Цзы. Трактат о пути и познании (Дао-дэ-цзин) // Антология даосской философии. М., 1994. С. 70.